суббота, 9 ноября 2013 г.

«Проблема реформирования пенсионной системы в РФ» (Доклад 2013)



Проблема пенсионного обеспечения чрезвычайно актуальная социально-экономическая проблема, поскольку напрямую касается каждого гражданина и государство в целом. За последнее время сложилась сложная ситуация в данной сфере. Последствия мирового экономического кризиса сказались на России и остаются до сих пор. В этих непростых экономических условиях государству так и не удалось создать эффективно функционирующей пенсионной системы, которая бы в полном объёме могла  нести обязательства перед гражданами,  достигшим возраста выхода на пенсию, а также пенсии по другим основаниям. Материальное положение российских пенсионеров оставляет желать лучшего, ибо не соответствует представлениям о достойной старости. Основная проблема пенсионной системы современной России  – это проблема достаточности собираемых средств и формирования такого пенсионного фонда, который бы мог исполнять свои обязательства в полном объёме, в установленные законом сроки, а также эффективно инвестировать свободные денежные средства, защищать накопления от инфляции. Финансовое состояние Пенсионного фонда характеризуется возрастающим дефицитом, который пока покрывается за счёт средств бюджета.  Поскольку средств не хватает, то государство вынуждено изыскивать дополнительные средства на эти цели, а также менять “логику” работы пенсионной системы. В результате народу предлагается реформа этой отрасли и изменение “правил игры”.  Правительство РФ уже одобрило и внесло в Государственную Думу  ряд законопроектов , предложенных
Министерством труда и социальной защиты.  Как заявил министр труда Топилин:  новой программе сохраняются все виды социальных гарантий и не должно быть того что не обеспечено деньгами. Повышать пенсионный возраст пока не планируется (в настоящее время для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет – сроки установлены с 1932 г.). Как показали опросы 90% опрошенных  резко против повышения пенсионного порога. Однако не повышать эти сроки с точки зрения государства тоже нельзя, так как растут показатели средней продолжительности жизни.
Согласно новой формуле, размер пенсионных начислений будет зависеть от следующих параметров: размера зарплаты, трудового стажа, возраста выхода на пенсию, а также налоговыми отчислениями работодателя. Главным нововведением пенсионной системы будет внедрение новой пенсионной формулы основанной на пенсионных коэффициентах. Право на трудовую пенсию получает гражданин, наработавший на 33 балла – это минимально допустимы коэффициент для получения пенсии .Он эквивалентен 30 лет работы с размером зарплаты  МРОТ или 15 лет работы равной 2 МРОТ. Планируется , что минимальный трудовой стаж
будет ежегодно повышаться с сегодняшних 5 лет до 15 лет стажа в 2025 году. Помимо этого поэтапно будет повышаться предельный размер заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы – с 1.6 до 2.3 размера средней заработной платы в РФ – в течение 7 лет с шагом 0.1  год. Благодаря этим нововведениям Правительство сэкономит около 350 млрд. руб. Как гражданину России узнать размер своей будущей пенсии? С этой целью на сайте Пенсионного фонда РФ появился онлайн-калькулятор http://www.pfrf.ru/spec/calculator/ . С его помощью можно приблизительно оценить размер будущей пенсии. Узнать же окончательные значения можно будет только при выходу на пенсию.  Возьмём для примера среднестатистического россиянина (мужчина, 20 лет, не служил в армии, имеет 2 детей, размер зарплаты 30 тыс.руб., уход на пенсию в 60 лет) и подсчитаем размер будущей пенсии. Окажется, что размер пенсии будет чуть выше 15 тыс руб. в мес. Что интересно, размер пенсии сравняется с размером зарплаты только в 68 лет!
Это означает, что произошло фактическое повышение пенсионного возраста на целых 8 лет! При этом формальный срок остался прежним. Таким образом становится понятна идея  Правительства не дать гражданину уйти на пенсию в 60 лет, а заставить его поработать ещё значительный срок. То есть задача всех этих сложных запутанных схем, введение различных коэффициентов, не всегда понятных даже экономистам, сводится к очередному обману населения.  Альтернатива такова, что либо уходить в 60 и получать нищенскую пенсию, либо работать до 68 и получать пенсию в размере зарплаты. Многие ли хотят работать ещё в возрасте, когда здоровье уже не то, что  молодые годы?
Следует также отметить, что здесь ещё не учитывается инфляция, съедающая ежегодно 10% накоплений (и это только официальные цифры, хотя реальные цифры опять выше).  Правительство вроде бы этого не скрывает, но дипломатично намекает
на это. Законы экономики таковы, что нельзя одновременно требовать высокую пенсию и низкий пенсионный возраст. Поэтому здесь необходимо искать разумный баланс.
Теперь поговорим о составе пенсии. В настоящее время она состоит из 2-х частей: страховой (составляющей 10% от фонда оплаты труда) и накопительной (6% от фонда оплаты труда, 2% для “молчунов”). Государство устанавливая дельту между молчунами и немолчунами, выбравшими негосударственные страховые фонды для управления своими средствами, стимулирует (фактически заставляет)  молчунов переводить накопительную часть в НПФ. Негосударственные фонды могут увеличивать средства пенсионеров  на десятки и сотни процентов в хорошие годы, но в годы кризиса доходность может быть отрицательной. Выбрать управляющую компанию предлагается россиянам до конца 2013 года.
Как же накопить на достойную пенсию?  Замминистра Пудов предлагает 3 простых шага:
1. Открыть личный пенсионный счёт добровольного пенсионного страхования в компании, которая предлагает такую услугу (каком-нибудь негосударственном пенсионном фонде) и ежемесячно перечислять часть своей зарплаты на него. К моменту достижения пенсионного возраста там скопится сумма, которая позволит каждый месяц получать добавку к государственной пенсии. Условия добровольного пенсионного страхования отличаются у разных компаний, но общим является то, что условия вы определяете сами : сколько и с какой периодичностью платить и сколько потом будете получать.
2. Если ваш работодатель затеет программу корпоративного пенсионного страхования , заключит договор с каким-нибудь НПФ и будет перечислять туда средства помимо тех 22% которые он автоматически отчисляет  Пенсионный фонд, то у вас скопится ещё одно заначка, из которой вам будут доплачивать ещё одну прибавку к пенсии.
3. Вступить в программу государственного  софинансирования  пенсии.
Можно рассмотреть ещё один путь заработка на достойную пенсию. Следует отметить, что россияне, умеющие думать на перспективу и полагающиеся прежде всего на самих себя, понимают, что на государство рассчитывать сильно не приходится. Государство, конечно, обеспечит какую-то базовую пенсию, но будет ли она достойной? А значит очевидным становится более трудный, но может быть самый верный путь – зарабатывать себе на безбедную старость самостоятельно. Самостоятельно фомировать свой пенсионный счёт в банке, самостоятельно грамотно инвестировать эти средства и т.д. Однако такой путь требует стабильных хороших заработков, которые бы позволяли откладывать определённые суммы регулярно;  финансово-экономических знаний, чтобы эффективно управлять денежными средствами. И этот путь по силам далеко не каждому гражданину, поскольку значительная часть населения живёт небогато, от зарплаты до зарплаты.
Основные задачи реформирования пенсионной системы РФ сформулированы в бюджетном послании Президента РФ. Основные тезисы таковы:
1. Чёткое определение гарантий и ответственности государства, обеспечение всех принятых обязательств.
2. Полноценный эффект можно будет ожидать через 20-30 лет.
3. Преодоление зависимости ПФ от бюджета.
4. Создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем
5. Повышение заинтересованности работодателей  в участии в пенсионном обеспечении своих работников.
6. Широкое привлечение НПФов для эффективного инвестирования средств.
7. Возрождение централизованного руководства проведения пенсионной реформы.
8. Перестройка массового сознания, повышение уровня информирования населения о сущности и целях реформы.


Таким образом, мы приходим к выводу о том, что пенсионная система России далеко не совершенна, имеет много серьёзных недостатков (дефицит средств, медленно формирующийся инвестиционный потенциал, отсроченный эффект, сложность и непостоянность). Очевидно, что она нуждается в реформировании и совершенствовании, в повышении её стабильности, понятности для граждан. Следует отметить сложность и запутанность самой системы, к тому же она часто меняется. Если для сегодняшних пенсионеров правила игры относительно понятны, то как быть с последующими поколениями, которые достигнут пенсионного возраста через многие годы? Скорее всего правила игры поменяются ещё не раз и значительно. А значит надо думать на перспективу, рассчитывать только на самих себя, держать руку на пульсе и чутко реагировать на изменение конъюнктуры.